Копирайтер

копирайтер

1. Описание профессии

Копирайтер – это специалист, занимающийся созданием любых рекламных текстов – от статьи или даже слогана до сценария роликов, пресс-релизов и других рекламных текстовых материалов.

Копирайтер – это профессия новая, модная, интересная и полезная. Если вы хотите подробнее знать – кто такой копирайтер, чем занимается, представьте себе специалиста, в должностные обязанности которого входит написание любых рекламных текстов для одной компании (если она работает в рекламном отделе предприятия) или многих компаний-клиентов, если он работает в рекламном агентстве. Такими текстами могут быть небольшие работы – наименование бренда, его слоган, девизы, тексты рекламных объявлений и рекламных роликов, статьи или пресс-релизы, написание рекламных выступлений и многое-многое другое.

2. Особенности профессии

Конечно, в работе копирайтера много вдохновения и творчества, но, тем не менее, хватает и достаточно рутинных обязанностей. Еще одним ответом на вопрос «Кто такой копирайтер» может быть фраза «ремесленник от литературы», ведь не всегда копирайтеру заказывают нечто высокохудожественное. Чаще всего отдел компании или агентства получает или разрабатывает творческое задание, т.н. бриф – и копирайтеру достается часть работы над проектом разработки бренда, например.

Важно понимать, что умелый копирайтер не просто пишет хорошие тексты. Он учитывает и рекламную составляющую своего труда – понимает, кто является или будет являться целевой аудиторией бренда или читателем его материалов, каковы их ожидания, какова атмосфера бренда или сайта, компании, в которой он работает. Копирайтер четко представляет потребности, образ жизни и иногда даже менталитет целевой группы его продукта.

Копирайтеру легче работать, если творческое задание проработано тщательно, и все вышеупомянутое в нем оговорено. Иначе придется полагаться на опыт или интуицию, что не всегда ведет к успеху. Тем не менее, важно участие копирайтера во всех проектных заседаниях по разрабатываемому продукту или бренду, его присутствие на записях радио и видеосъемках – так специалист может контролировать качество исполнения стратегии и его части стратегии (правильности текстов, акцентов именно на тех нюансах, которые важны). Если же необходимо адаптировать иностранные рекламные материалы, именно копирайтер может сделать тексты «живыми» и интересными для целевой аудитории.

Хотя, конечно, найдутся злопыхатели, которые на вопрос «Кто такие копирайтеры?» ответят с ехидцей – да это просто печатающая машинка с глазами. На самом деле это не так. Не стоит сводить работу копирайтера к комбинированию букв и цифр. У настоящего копирайтера должен быть и талант, и всесторонняя образованность, и эрудиция, и чувство юмора и, конечно, творческий подход. Но, кроме этого, плох тот копирайтер, у которого нет терпения, чтоб подстраиваться под требования заказчика, умения писать структурированно, лаконично, но ярко – чтобы не только привлечь внимание, но и удержать внимание своих читателей, зрителей, потребителей.

3. Плюсы и минусы профессии

Если взять наиболее распространенные требования работодателей к копирайтерам, это будут:

  • Умение быстро печатать (желательно еще и грамотно, оптимально, на нескольких языках)
  • Умение писать рекламные тексты (подходящие не только заказчику, но и «цепляющие» целевую аудиторию)
  • Умение писать SEO-тексты (и понимать принципы продвижения сайтов)
  • Рерайтинг или умение переписывать тексты другими словами не теряя смысла и качества исходного текста

Некоторые работодатели хотят видеть у копирайтеров дополнительные навыки и умения:

  • Опыт в разработке рекламных кампаний‚ бренд-лайнов, слоганов‚ нейминге
  • Знание теории и практики рекламы и маркетинга
  • Умение обрабатывать большие объемы информации;
  • Природное любопытство, оптимизм, готовность учиться и развиваться, осваивать новые профессиональные сферы.

Поэтому в плюсах у копирайтера может быть то, что работа его, по сути, творческая. И есть возможность не только писать тексты «под заказ», но и, набив на них руку, писать настоящую беллетристику и прославиться. Кстати, если копирайтер берется за разные темы статей, он может, что называется, за чужие деньги, повышать собственный интеллектуальный уровень и расширять кругозор. Если копирайтер фрилансит, у него не маячит за спиной раздраженный босс и можно совмещать написание текстов с основной работой. И есть возможность зарабатывать в зависимости от занятости – но это как плюс, так и минус, ведь оплачивается только результат, а если заказчик попался привередливый, то с копирайтера семь потов сойдет, пока он угодит клиенту. Из минусов еще присутствует высокая конкуренция, особенно среди новичков и, соответственно, трата времени на ознакомление с новыми темами или незнакомой спецификой.

4. Место работы

Копирайтер может работать в рекламном отделе предприятия, если требуется писать рекламные тексты для одной компании или в рекламном агентстве, если рекламные тексты требуются многим компаниям – клиентам агентства. А еще копирайтер может быть свободным художником, т.е. фрилансером и работать удаленно или из дома.

5. Важные качества

Важными для копирайтера качествами работодатели считают креативное мышление и интеллект, наблюдательность и любознательность. Отлично, если копирайтер трудолюбив, усерден и любит покопаться в неизвестных для него областях. Обязательно для копирайтера-профессионала не только быть грамотным, прекрасно знать языки, но иметь богатый словарный запас, уметь ярко и образно писать о самых обыденных вещах и искренне любить свою работу – без этого не бывает вдохновения. Кроме того, плох копирайтер, не знающий истории рекламы и маркетинга, их основных законов и «прописных истин», тенденций их развития, понимания закономерностей взаимодействия с целевой аудиторией, психологических нюансов воздействия слова на личность потребителя. Для этого важно много читать, изучать современную культуру, расширять свою эрудицию на смежные области и находить интересное в самых обыденных вещах. Еще одним большим достоинством копирайтера является «стилистический слух» – умение попадать в языковый резонанс с целевой аудиторией, говорить на ее языке, использовать слова, которые ей понятны.

Важно понимать, что копирайтер не имеет авторских прав на созданные им тексты – в отличие от журналистов, например. Это не означает, что нужно халтурить, но обращаться осторожно с собственным «творческим наследием» – возможно, оно не ваше.

6. Заработная плата

Вопрос не праздный. Если оплата не сдельная – за материал или тысячу знаков, оклад копирайтера начинается от 2 700 грн, в среднем, 5-6 000 грн. Англоязычным копирайтерам платят больше 10 000 грн. Кстати, кроме английского языка, работодатели размещают вакансии для знатоков немецкого, голландского и других иностранных языков. Возможно, много дополнительных денег знание других иностранных языков напрямую не принесет, но зато спектр вакансий будет шире. Кроме того, вакансии со знанием иностранного языка часто предлагают иностранные работодатели, и есть возможность зарабатывать не только в гривнах. Многие работодатели предлагают работу копирайтеру не на 100% занятость, поэтому есть возможность работать на нескольких заказчиков.

7. Где учиться?

Лучше всего, конечно, если вы закончите факультет рекламы или журналистики, неплохой вариант – филологический факультет. Для копирайтеров, ищущих работу в рекламе, возможно, будет интересно обучение на факультете маркетинга. Вообще-то важен стиль мышления, но образование поможет его отточить. Если же на обучение жалко тратить годы, или есть некий базис, фундамент, требующий небольшой надстройки, можно закончить курсы, которых в любом городе можно найти на любой вкус. Например, есть курсы продолжительностью 16 недель лекций и практики, 4 — на подготовку портфолио и стоимостью при единоразовой оплате — 21 000 грн. или по 6 000 грн. в месяц четырьмя платежами. Впрочем, если поискать, можно найти курсы и по 5000 грн, и даже индивидуальные занятия с преподавателем всего за 2700 грн при выборе занятий в течение 3 месяцев. Оставим на усмотрение организаторов качество преподавания и практичность предлагаемых курсов и предметов. Хорошо, если курсы предполагают и теорию, и практику, ведут их не учителя, в реальные профессионалы, состоявшиеся и успешные. Еще один плюс – если обучающая компания организовывает стажировки или дальнейшее трудоустройство самых лучших выпускников. Как вариант, некоторые курсы предлагают возможность обращаться к ним за консультациями в течение определенного времени после окончания курсов и даже обязуются вернуть деньги, если слушатель остался недовольным качеством лекций. Еще один плюс – когда у обучающих курсов есть договор с кадровыми агентствами, рекламными и маркетинговыми агентствами, и они могут оказать реальную помощь в трудоустройстве.

8. Карьера

Теперь, когда мы в целом поняли, кто такой копирайтер, давайте подумаем, как проще и правильнее стать копирайтером. Конечно, проще всего найти небольшой пробный заказ на бирже фрилансеров, понять, насколько это ваше, а потом, возможно, даже получить за это деньги. Несложные начальные заказы помогут и опыт получить, и заказчиков наработать, и постоянный доход обеспечат. Дальнейшее усложнение работы будет более эффективным, чем попытка сразу взяться за сложную работу и либо загубить репутацию, либо устать от копирайтинга, так толком его и не освоив.

Для новичков, которые не готовы сразу переходить к практике, поскольку не имеют большого литературного багажа за плечами или профессиональных навыков написания материалов, мы можем предложить вначале поучиться на копирайтера – хотя бы пройти специализированные курсы, чтобы понять специфику профессии и освоить базовые навыки. А потом идеальный вариант – пройти стажировку у отличного работодателя и отточить свои навыки под надзором опытного наставника. Тогда дальнейший вход в профессию будет не таким болезненным и длительным.

Часто работодатели пытаются сэкономить и предлагают работу копирайтеру-маркетологу – поэтому знания в области маркетинга лишними точно не будут. Другими попытками совмещения должностей являются вакансии PR-копирайтер, «Менеджер интернет-магазина, контент менеджер, web-дизайнер», «переводчик английского языка, копирайтер» и т.д. В противовес «экономным» работодателям есть возможность быть копирайтером удаленным, т.е. работать из дому (или из другого офиса) и зарабатывать не только окладную часть, но и сдельно за написание текстов для других заказчиков. Тарифы на такие заказы могут быть разными – от 12 грн за 2500 знаков без пробелов до 17 грн за 1000 символов и более.

Важный нюанс – если вы не филолог и не журналист, а, например, «технарь», но отлично объясняете, грамотно и складно пишете – есть работодатели, которые охотно возьмут вас копирайтером для написания технически грамотных статей на различные тематики (металлообработка, сварка, автоматика). Кроме инженеров и преподавателей, в копирайтеры «годятся», например, юристы – для написания текстов статей, аналитики, обработки практики компании и так далее. Как вариант, есть работа для кандидатов с медицинским образованием или опытом работы с медицинской терминологией на профессиональном уровне, для людей с опытом работы в бухгалтерии или просто любящих готовить.

Впрочем, иногда работодателю требуются просто творческие и ответственные люди с хорошо развитым логическим мышлением, богатой фантазией и остроумием, так что специалистам без опыта работы не стоит ставить на себе крест.

Так что быть копирайтером – означает освоить непростую, но интересную профессию, позволяющую зарабатывать стабильно и очень неплохо, ведь именно копирайтер продает умело подобранными словами товары и услуги и, соответственно, может заработать деньги.

9. Интересные факты

Известнейший копирайтер Америки Джон Кейплз, прославившийся тем, что анализирует любые цифры, связанные с рекламой, утверждает, что отлично написанная реклама может продавать в 19,5 раза больше, чем другая реклама того же продукта. Его коллега Дэвид Огилви говорил:

«Потребитель – не придурок; это ваша жена. Вы оскорбляете ее интеллект, если вы полагаете, что простой слоган и несколько пустых прилагательных убедят ее что-то купить. Ей нужна вся информация о продукте, которую вы только можете ей дать».

Возможно, первым копирайтером был А.С. Пушкин, который написал:

Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать

Что ж медлить?


Его более поздний коллега С. Хейден подчеркивал:

Великий рекламный текст может затрагивать и сердце и голову.


И, напоследок, анекдот про копирайтера:

-Вы – акула пера?

-Нет, дятел клавиатуры.