Промоутер

Кому промоутером быть хорошо?

1. Описание профессии

Конечно, можно привести некое наукообразное определение деятельности промоутера как специалиста по продвижению продукции или услуг компании-заказчика в местах нахождения целевой аудитории и по формированию и поддержанию позитивного впечатления о продукции компании или о самой компании. Можно сослаться на английское слово «to promote», давшее имя профессии и означающее продвижение.

Но если говорить простым человеческим языком, каждый из нас видел веселых, приятных внешне и в общении молодых людей и девушек, часто в униформах или костюмах, которые приглашают нас поучаствовать в акции, что-то попробовать или просто узнать что-то новое и полезное. Да, это промоутеры, специалисты по рекламе и продвижению продукции.

Чаще всего промоутеры раздают какие-либо рекламные материалы (листовки, флаера, образчики продукции), организовывают и проводят дегустацию продукции, выдают подарки или награды за покупку продукции на определенных условиях ну и, конечно, консультируют своих слушателей по поводу предлагаемой продукции, услуг или самого производителя. Что еще важно знать о промоутерах – иногда они собирают «обратную связь» от потребителей – например, контактные данные заинтересовавшихся участников акции, сложные вопросы. Как еще один вариант работы промоутера – они заполняют паузы на различных мероприятиях (выставках, конференциях и т.д.) – проводят розыгрыши и лотереи. А еще пишут отчеты и даже иногда подают свои предложения по улучшению акции (скрипты и пр.).

Как вариант, кстати, есть еще клубные промоутеры, организовывающие мероприятия (вечеринки) в ночных клубах – как правило, рекламирующие вечеринку и привлекающие на нее гостей. Но таких специалистов не очень много, поэтому мы более подробно будем говорить о «рекламно-маркетинговых» промоутерах.

2. Особенности профессии

Многие путают промоутеров и продавцов – в функции и тех, и других входит продвижение продукции. Тем не менее, промоутеры ничего не продают, у них задача и проще, и сложнее одновременно: заинтересовать своим товаром людей, часто ранее вообще о нем не слышавших. Для этого нужно среди толпы прохожих найти потенциального покупателя или просто заинтересованного человека, «достать» его улыбкой, взглядом или приветственным жестом, продолжить контакт – заговорить, пригласить, предложить на пробу или рассказать об условиях акции, про особенности марки, ее качество, новизну, отличия и преимущества. При этом не вызвать у собеседника негатива или преодолеть очень доброжелательно все его возражения или возможное недовольство. И завершить контакт, закрепив в памяти собеседника нужную информацию и, по сути, сделав его потенциальным потребителем предлагаемой продукции.
Как правило, это работа для молодых и энергичных, она не предполагает полную занятость, но и не требует никаких особых навыков или специального образования. Зато помогает примерить новые образы, особенно если продвижение марки предполагает костюм или образ.

3. Плюсы и минусы профессии

Главными плюсами профессии являются «легкий старт» и неполная занятость, что позволяет работать даже студентам. Несколько дней в неделю, часа по три-четыре, с почасовой оплатой – условия работы приемлемы для широких слоев соискателей, от студентов и молодых мам до людей, пока ищущих себя и способных выделить время на эту работу. Кроме того, можно выбрать по душе – что делать и за какие деньги, ведь в зависимости от того, какой товар и по какой акции предлагать, стоимость работы может быть разной. Особенно приятна работа промоутера для тех, кто любит общаться с людьми и приносить им пользу.

Но в этом же есть и минус – те, кто не любит общаться, быть активным и инициативным, по нескольку часов излучать бодрость и оптимизм, вряд ли будут успешными промоутерами. Кроме того, невзирая на недовольство некоторых участников акции, нужно быть корректным и вежливым, что предполагает наличие выдержки и стрессоустойчивости. А еще нельзя быть непунктуальным, отлучаться без разрешения на перекуры, приходить позже или уходить раньше без предупреждения – за это могут и оштрафовать.

Второй минус – работа «на ногах», иногда в движении, возможно, в дождь, жару или на морозе в течение нескольких часов, в неудобном костюме или обуви (например, на роликах, коньках или на пуантах), поэтому нужно понимать это до начала участия в акции. Особенно критичной является работа при промоцировании алкогольной группы, а приятной – с детскими товарами. Промоутерство сложно сделать основной деятельностью, поскольку это достаточно нестабильный источник заработков.

4. Место работы

Конечно, большинство промоутеров, которых мы видим в магазинах и на улицах, привлекаются компаниями-подрядчиками через специализированные агентства. Хотя некоторые крупные компании имеют своих промоутеров, которые нанимают в рекламные подразделения, но это редкость. Поскольку промоутерство – чаще всего приработок, текучесть в профессии большая, обязательных специалистов не так уж много, да и рекламные акции не идут в компаниях каждый день, компаниям смысла брать в штат промоутеров особенно нет.

5. Важные качества

Конечно, самым главным умением промоутера является умение общаться. Поэтому так важны и грамотная речь, и отличная дикция, и хорошо поставленный голос. Немаловажно умение наладить контакт, поддержать беседу и понравиться своему визави. Хороший промоутер оптимист, стрессоустойчив, обаятелен и доброжелателен. Он умеет работать с возражениями клиентов, вовлекать их в дискуссию и сглаживать возможное недовольство или раздражение собеседника. Для истинного профи важна хорошая память, в том числе и на лица, быстрая реакция на возможные «авралы» и, конечно же, пунктуальность и обязательность.

6. Где учиться?

К счастью, никаких институтов для получения работы промоутера заканчивать не нужно. На промоутера учат прямо на рабочем месте – в агентстве или в компании, которая нанимает промоутеров. Это может быть не только тренинг по предлагаемой продукции и компании, ее предлагающей (производящей), но и по организации контакта, преодолению возражений, стимулированию продаж, по ораторскому искусству, по стрессоустойчивости и даже по актерским навыкам.

Кстати, работу промоутером найти очень просто – это не только объявления на сайтах или в газетах, это возможность получить работу в агентстве или прямо в магазине или на улице – просто спросив у «действующего» промоутера – а как найти такую работу.

7. Заработная плата

Большая часть вакансий предполагает почасовую оплату – от 25 грн в час. Кстати, дороже обычного оценивается работа промоутеров с модельной внешностью, а также работа в вечернее или ночное время. Дорого стоят услуги промоутеров с актерским образованием или опытом и специалисты, привлекаемые и как промоутеры, и как аниматоры. Добавляет денег промоутеру знание иностранных языком (если, например, работа предстоит на международных выставках). Если же компания привлекает специалиста на более-менее постоянную работу, ставка может достигать нескольких тысяч гривен (2 000 -4 000 грн). Хотя чаще в штат берут супервайзера промоутеров, им предлагают порядка 6 000 грн.

8. Карьера

Вообще-то профессия промоутера не предполагает бурного карьерного роста. Поскольку чаще всего является подработкой – как вариант заработать немного карманных денег студенту, научиться общаться с людьми и проверить себя на прочность. Тем не менее, есть промоутеры, настолько увлеченные своей деятельностью, которые продвигаются до супервайзеров или координаторов промоутеров, растут в мерчандайзеры или рекламные менеджеры.

9. Интересные факты

Несмотря на то, что у нас профессия промоутера считается молодой, ей более полувека – первые промоутеры появились в США в шестидесятых годах и продвигали билеты в кино. Теперь же профессия стала более универсальной и позволяет продвигать товары и услуги во многих сегментах рынка.